Средства обучения и воспитания

 

Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Школа обеспечена материально-техническим оборудованием, предназначенное для обеспечения образовательной деятельности-это ученическая мебель (столы, стулья, шкаф для учебных пособий, доска аудиторная), технические средства обучения (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, телевизор, DVD-плеер).

 В МБОУ «Бильтой-Юртовская СШ» имеются все необходимые средства для эффективного обучения и воспитания обучающихся.

 Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

 Выделяют 2 группы средств обучения:

 а) средства, как источник информации;

 б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

 Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

 В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

 Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 Главное для учителей при использовании различных средств обучения — ускорить процесс усвоения учебного материала.

 Выбор средств обучения определяется:

 

·         задачами урока или занятия;

 

·         содержанием учебного материала;

 

·         применяемыми методами обучения;

 

·         предпочтениями учителя.

 

  1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  2. Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  3. Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (DVD, HDDVD и т.п.)
  4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  5. Демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

 

Наглядные пособия:

 

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) 
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

 

В школе широко используются технические средства обучения:

 

ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. ТСО рационально сочетает компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения.

 

Современные информационные средства обучения, используемые в школе:

1. Компьютеры 

2.Интерактивная доска

3.Мультимедийный проектор

4.Принтер 

5.Ксерокс 

6.Сканер

Интерактивные доски, для которых имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

Мультимедиа-проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).